кто на чём
Внезапно замечать в себе (что-л.) и сосредоточивать своё внимание (на этом).
Подразумевается временное отсутствие контроля со стороны человека за своей деятельностью, автоматизм выполнения каких-л. действий. Имеется в виду, что лицо (X) неожиданно для себя фиксирует какую-л. пришедшую ему в голову мысль, обнаруживает в себе самом какое-л. желание, чувство, состояние и под. или понимает, что совершает какие-л. действия или оказывается в какой-л. ситуации (p). реч. стандарт. ✦ X поймал себя на P.
Именная часть неизм.
В роли сказ.
Порядок слов-компонентов фиксир.
⊙ В предлагаемых трёх книжках рассказывается о необыкновенной женщине, обладающей даром исцеления души и тела человека, даром прародителей и знаниями первоистоков истины <...>. Изложение настолько фантастично, что невольно ловишь себя на мысли - а не фантастика ли это. Интернет-магазин "Спутник", 2001.За окном любимая вечерняя Москва. Быстро ехать не хочется. Хочется раствориться в освещённых улицах, в свете стоп-сигналов, в неоновых огнях. В этот момент ты ловишь себя на чувстве сильной любви, притяжения к этому городу, насыщенному энергией. Формула карьеры, 2002.
<...> случалось ли вам бродить со спелеологами по таинственным подземным переходам? Идёшь почти на ощупь, всё окружающее в блуждающем свете фонарей кажется зыбким и неверным, ненадёжным, и то и дело ловишь себя на мысли, что выбрал неверный путь, а проверить тот, другой, уже нет времени. Учитель.ru, 2002.
⊛ Она постоянно ловила себя на том, что тревожно озирается, косится в сторону, как испуганная лошадь. П. Дашкова, Эфирное время.
Ещё утром, ещё днём он думал о жене почти что в прошедшем времени, а сейчас поймал себя на том, что снова откатывается в заведённый семейный порядок. О. Андреев, Телевидение.
Но сейчас впервые она поймала себя на том, что вовсе не хочет ехать к Юре. П. Дашкова, Эфирное время.
<...> со вчерашнего, нет, уже с позавчерашнего дня любые дети стали вызывать у неё жгучий интерес. По дороге на работу, а потом к Данилову она даже поймала себя на том, что внимательно смотрит из своей машины именно на детей. Т. Устинова, Одна тень на двоих.
- Обожаю этих "новых русских"... - Всех подряд или выборочно? - неожиданно для себя спросила Ольга. И вдруг поймала себя на том, что в её голосе прозвучало именно то легкомысленное кокетство, которым всегда отличалась Инка. В. Платова, Хрустальная ловушка.
- Я люблю Марка, - неожиданно сказала Ольга. Господи, это же и так ясно! Она любит своего мужа... Ольга вдруг поймала себя на мысли, что говорит это вовсе не для Инессы, а для себя. Так обычно заучивают текст, чтобы не забыть его <...>. В. Платова, Хрустальная ловушка.
⊜ Не употр.
⊝ Я иногда ловлю себя на мысли: то, что Бабий Яр был засыпан мусором, грязью, отходами, а затем селевой поток прорвал плотину и унёс многие жизни, - отнюдь не случайно. Я ловлю себя на мысли, что Бог наказал город за такое отношение к мёртвым <...>. Я ловлю себя на этой мысли, и мне становится страшно <...>. Столичные новости, 2002.
Один очень хороший и чуткий человек на днях признался: - В последнее время я ловлю себя на том, что всё время ловлю одно и то же радио. Огонёк, 2002.
"Интересно, чем воспользовался Лёха?" - совершенно буднично подумала я, а поймав себя на этой мысли, вскрикнула. Я знала, что увижу за дверью. В. Платова, Купель дьявола.
культурологический комментарий:
Образ фразеол. восходит к древнейшим формам осознания мира и надличностного моделирования мира-хаоса. Архетипическое противопоставление "внутри - снаружи" переносится на человека в виде противопоставления "внутреннего" и "внешнего" пространства человеческой личности: "внутренний мир человека - внешний мир, его окружающий". см. также комментарий кВЛАДЕТЬ СОБОЙ{1}.
Через глагольный компонент ловить/поймать фразеол. соотносится с деятельностным (акциональным) кодом культуры, т. е. с совокупностью имён и их сочетаний, обозначающих деятельность в целом или отдельные действия и отношение человека к ним. Через именной компонент себя фразеол. соотносится также с антропным, или собственно человеческим, кодом культуры, т. е. с совокупностью представлений о человеке в целом. Эти представления связаны, в том числе, с ментальными (интеллектуальными и эмоциональными) состояниями и их названиями, которые несут в дополнение к природным свойствам функционально значимые для культуры смыслы, придающие этим именам роль знаков "языка" культуры.
В основе образа фразеол. лежит восприятие человеком своего "Я" (Ego) как комплексного духовно-физического начала, внешние проявления которого могут и должны быть подконтрольны и подвластны самому человеку, что в духовном коде культуры, т. е. в совокупности нравственных ценностей, установок и представлений, оценивается положительно (ср. владеть собой, держать себя в руках и под.). фразеол. мотивирован представлением о возможном "разъединении" ментально-чувственного комплекса и физического "Я", с одной стороны, и с другой - интеллектуально-волевого "Я", которое в данном случае выступает в роли "стороннего наблюдателя" (см. тж. комментарий к СО СТОРОНЫ 1.).
фразеол. содержит антропно-деятельностную метафору, в которой спонтанное, не всегда интеллектуально-волевое обретение рационального контроля над собственной деятельностью (ментальной или физической), чувствами, проявлениями эмоций или внезапное осознание ситуации уподобляется внешнему воздействию с целью обрести власть и контроль над другим, лишив его абсолютной свободы действий (ср. ловить на слове, поймать на крючок и др.).
фразеол. в целом отображает стереотипное представление о внезапности и случайности "воссоединения" всего комплекса различных "Я" человека, когда рационально-волевое "Я" фиксирует и делает осознаваемыми проявления других "Я" (ментально-чувственного, эмоционального, физического).
автор:
В. В. Красных